Комитет имущественных отношений

Санкт-Петербурга

История Комитета

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОМИТЕТА

10 сентября 1991 года в Санкт-Петербурге создан Комитет по управлению городским имуществом, который продолжил работу, незадолго до этого начавшуюся в Главном управлении имуществ Ленинграда.

На тот момент экономическая и политическая ситуация требовала формирования в России и, конечно, в Петербурге класса собственников — это и стало основной заботой молодого Комитета. КУГИ должен был заново выстраивать систему имущественных отношений, которая отсутствовала в стране более 70 лет. Отсутствовали и законы, которые регулировали бы эти отношения в условиях рыночной экономики, не было, конечно,  опыта их применения. Работа над Федеральным законом о приватизации только-только началась в столице, но сразу после возникновения в Санкт-Петербурге КУГИ процесс активно пошёл в двух городах.

Так случилось, что в новый Комитет мэрии пришли единомышленники, ставшие впоследствии его первой звёздной командой. Эта команда — гордость Комитета — и оказалась основным двигателем, благодаря которому КУГИ, как покажет история, успешно справился со своими изначальными задачами.

К работе в новом Комитете привлекали лучших специалистов Санкт-Петербурга: экономистов и юристов, учёных университета и крупнейших институтов. Эта команда самостоятельно осваивала зарубежное законодательство в сфере недвижимости, лишь изредка привлекая иностранных консультантов к изучению данного вопроса. Ещё в 1991 году, когда рыночные отношения в России только устанавливались, в Петербурге удалось найти людей, которые уже тогда являлись специалистами в области рыночной экономики. Именно они могли спрогнозировать, насколько жизнеспособно разрабатываемое законодательство.

При создании Комитета перед его командой поставили беспрецедентные на тот момент задачи, алгоритма решения которых в новой России не существовало. Выполнить же их нужно было в кратчайшие сроки, памятуя вместе с тем об огромной исторической и социальной ответственности. В таких условиях эффективно действовать и достигать успешных результатов могли лишь неординарные люди: высокообразованные, с системным мышлением и выдающейся работоспособностью. Личности именно с такой совокупностью качеств и стали командой Комитета.

По результатам реорганизации Комитет по управлению городским имуществом с 21.04.2015 переименован в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.

 

Председатели Комитета

Утевский Александр Семенович Руководил Главным управлением имуществ Ленинграда с октября 1990 по 10.09.1991
Беляев Сергей Георгиевич Руководил Комитетом с 12.12.1991 по 29.10.1993
Маневич Михаил Владиславович Руководил Комитетом с 23.10.1993 по 18.08.1997
Греф Герман Оскарович Руководил Комитетом с 29.08.1997 по 13.08.1998
Лихачев Андрей Николаевич Руководил Комитетом с 14.08.1998 по 04.10.1999
Назаров Валерий Львович Руководил Комитетом с 11.10.1999 по 10.11.2003
Метельский Игорь Михайлович Руководил деятельностью Комитета с 11.11.2003 по 28.06.2010
Куракин Дмитрий Александрович Руководил деятельностью Комитета с 29.06.2010 по 18.05.2012
Смирнова Мария Константиновна Руководила деятельностью Комитета с 18.06.2012 по 19.01.2015
Лудинова Юлия Вячеславовна Руководила деятельностью Комитета с 20.01.2015 по 10.06.2016
Семчуков Александр Сергеевич Руководит деятельностью Комитета с 21.06.2016

 

Основные вехи

1991 г.

- создан Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ);

- Комитет получил права по управлению и распоряжению государственной собственностью.

1992 г.

- Комитет наделен правами Территориального агентства Госкомимущества России;

- начало приватизации государственных предприятий;

- образованы районные агентства КУГИ.

1993 г.

- Комитет сформировал нормативно-методическую базу в сфере имущественных отношений.

1994 г.

- Правительством России Комитету делегированы полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности;

- начался процесс выкупа объектов нежилого фонда приватизированными    предприятиями;

- принят порядок приватизации предприятий - должников;

- началась реализация концепции системы управления недвижимостью Санкт-Петербурга.

1995 г.

- начался процесс выкупа земельных участков приватизированными предприятиями;

- установлен порядок приватизации объектов недвижимости, являющихся   памятниками истории и культуры местного значения;

- введено страхование объектов нежилого фонда.

1996 г.

- установлен порядок проведения оценки недвижимого имущества,   находящегося в государственной собственности;

- началась реализация концепции реформ в жилищной сфере.

1997 г.

- Комитет начинает лицензировать риэлторскую деятельность на территории Санкт-Петербурга;

- установлен порядок предоставления объектов недвижимости на инвестиционных условиях;

- определен порядок предоставления льгот по арендной плате за объекты нежилого фонда;

- Комитет получил права по контролю над использованием федерального   имущества;

- введена новая методика расчета арендной платы за объекты нежилого фонда, основанная на их рыночной оценке;

- разработана единая система учета, оценки и регистрации объектов недвижимости.

 

1998 г.

- разработан и принят пакет законов, направленных на создание благоприятных условий для инвесторов;

- установлен порядок предоставления объектов недвижимости на инвестиционных условиях;

- сформирован инвестиционный адресный перечень Санкт-Петербурга;

- подготовлены условия для создания в городе инвестиционного центра;

- городские инвестиционные проекты впервые представлены в Каннах на международной выставке недвижимости «MIPIM-98»;

- начало разработки и внедрения информационно-технологической системы Комитета.

1999 г.

- завершение процесса учёта федеральной недвижимости в Санкт-Петербурге;

- формирование реестра недвижимого имущества Санкт-Петербурга;

- Комитет усовершенствовал технологию, оптимизирующую учёт государственной собственности и процесс регистрации недвижимости;

- завершён переход на новую информационно-технологическую систему всех районных агентств КУГИ.

2001 г.

- утвержден порядок продажи незанятых объектов нежилого фонда, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга;

- принята новая Концепция системы управления недвижимостью Санкт-Петербурга.

2002 г.

- изменен порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда,
сокращен перечень организаций, имеющих право на предоставление льгот по арендной плате;

- Комитет разработал примерные формы договоров о передаче объектов недвижимости в собственность муниципальных образований, о предоставлении объектов недвижимости на инвестиционных условиях;

- изменен порядок зачета затрат арендаторов на проведение капитального ремонта.

2003 г.

- начался эксперимент по проведению торгов на право заключения договора аренды нежилого фонда, расселенных зданий и земельных участков, на которых они расположены;

- подготовлен пакет документов, регламентирующих реализацию Земельного Кодекса РФ, закона РФ о разграничении государственной собственности на землю;

- Комитет осуществил переход на централизованный приём платежей по арендной плате за земельные участки и нежилые помещения;

- разработана и внедрена форма извещения на основе штрих-кода для оплаты арендной платы за объекты нежилого фонда.

2004 г.

- активизация инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге;

- Комитет внедряет новые формы предоставления объектов на инвестиционных условиях   и участвует в разработке правил, регламентирующих этот процесс;

- принят закон Санкт-Петербурга, утвердивший методику определения арендной платы   за объекты нежилого фонда;

- расширен перечень объектов нежилого фонда, подлежащих продаже на торгах;

- определён порядок взаимодействия с Фондом имущества СПб.

2005 г.

- разработан порядок предоставления льгот по арендной плате за объекты нежилого фонда;

- вступил в силу Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2005 № 59-15 «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга»;

- утверждены новые формы договоров о предоставлении объектов на   инвестиционных условиях;

- создана правовая база для передачи объектов недвижимости в доверительное управление, проведены первые конкурсы на право заключения договоров.

2006 г.  
 

- разработан порядок передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга;

- Комитетом формируется Реестр движимого имущества Санкт-Петербурга;

- Комитетом формируется Фонд социально-значимых объектов;

- изменён порядок предоставления льгот по арендной плате за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург;

- утверждена примерная форма договора безвозмездного пользования объектом нежилого фонда;

- внесены изменения в инвестиционное законодательство, в т.ч. изменён порядок предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции;

- создана методика массовой оценки объектов недвижимости;

- сформирован Фонд объектов недвижимости, используемых исключительно под социальные цели.

2007 г.

- разработана новая методика определения арендной платы за сооружения специального назначения, используемые при размещении плавательных средств на акваториях водных объектов;

- утверждена методика определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга;

- разработан порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии земельных участков для государственных нужд;

- разработаны условия обеспечения интересов субъектов малого предпринимательства при приватизации объектов нежилого фонда;

- сопровождение 21 крупного инвестиционного проекта Санкт-Петербурга.

2008 г.

- усовершенствован порядок предоставления в пользование имущества Санкт-Петербурга;

- установлены процедуры согласования инвестиционных условий о приобретении в государственную собственность Санкт-Петербурга построенных инвестором объектов социального назначения;

- созданы механизмы продажи земельных участков на аукционах совместно с аварийными объектами нежилого и жилищного фонда, продажи неликвидных объектов нежилого фонда;

- участие в разработке закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».

2009 г.

- завершен процесс разграничения права государственной собственности на объекты культурного наследия федерального значения, заявленные Правительством Санкт-Петербурга для оформления права собственности Российской Федерации и Санкт-Петербурга;

- осуществлена передача имущества из федеральной собственности в собственность Санкт-Петербурга, а также из собственности Санкт-Петербурга в федеральную или муниципальную собственность;

- проведение постоянной государственной поддержки  арендаторов, осуществляющих социально-значимую деятельность  в Санкт-Петербурге, объединений ветеранов и жертв политических репрессий, а также организаций федеральной почтовой связи;

- подготовлены необходимые корпоративные решения по реализации на базе имущественного комплекса ОАО «Аэропорт «Пулково» соглашения о государственно-частном партнёрстве;

- участие в реализации мероприятий, направленных на поддержку ветеранов войны, инвалидов и граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде.

 

2010 г.

- участие в реализации Адресной инвестиционной программы строительства жилых домов, квартиры в которых предусмотрено передать ветеранам ВОВ;

- разработка нормативно-правовой базы с целью проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления в отношении государственного имущества;

- установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (Закон Санкт-Петербурга от 30.06.2010 № 447-113) и порядок принятия решений о проведении торгов на право заключения договоров аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также о предоставлении земельных участков отдельным категориям арендаторов без проведения торгов.

2011 г.

- в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга «О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» и Закон Санкт-Петербурга «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» (Закон Санкт-Петербурга от 15.12.2010 №741-6);

- с целью защиты имущественных интересов города при Комитете создается Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр повышения эффективности использования государственного имущества», призванное осуществлять борьбу с недобросовестными предпринимателями, незаконно использующими государственную собственность;

- во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 29.06.05 № 377-57 сформирован Фонд социально-значимых объектов, в состав которого в 2011 г. было включено 4 679 объектов нежилого фонда общей площадью 687,3 тыс. кв. м;

- в целях поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Комитетом в течение 2011 г. осуществлялась работа по развитию бизнес-инкубаторов, в том числе продолжена работа по исполнению постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.11.2007 №1423 «Об итогах реализации Плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2006-2008 годы и основных направлениях развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы» в Санкт-Петербурге, предусматривающего создание в Санкт-Петербурге бизнес-инкубаторов для поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в сфере инноваций и высоких технологий;

- участие в реализации крупных стратегических проектов, таких как: преобразование территорий Апраксина Двора и острова Новая Голландия, реализация стратегического инвестиционного проекта «Развитие аэропорта «Пулково».

2012 г.

-  в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 1646 в собственность города переданы восемь религиозных комплексов: Сампсониевский собор (колокольня и собор), Волковское православное кладбище (церковь Воскресения Словущего с колокольней), Александро-Невская лавра (церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с усыпальницей, Лазаревское кладбище, церковь святого праведного Лазаря с усыпальницей), Смольный монастырь (чугунная ограда, собор Воскресения Словущего), церковь Святой Марии Магдалины с госпиталем и богадельней, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость (церковный дом, Петропавловский собор), собор Воскресения Христова -  «Спас на Крови» (собор, часовня с ризницей, ограда);

- в целях поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Комитетом продолжена работа по реализации специальной программы «Бизнес-инкубатор»;

- во исполнение нормативных правовых актов Росимущества в г. Санкт-Петербурге из федеральной собственности в собственность Санкт-Петербурга переданы 3 объекта памятника «Зелёного пояса Славы» и 191 объект жилищного фонда;

- Комитетом изданы нормативные правовые акты в сфере управления и распоряжения недвижимостью Санкт-Петербурга, в числе которых вступили в силу следующие наиболее значимые нормативные акты: Закон Санкт-Петербурга от 05.12.2012 № 671-115 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга», постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045 «О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, и внесении изменений
в отдельные правовые акты Правительства Санкт-Петербурга», распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 52-рп «О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при предоставлении альтернативных земельных участков при прекращении по инициативе Санкт-Петербурга договоров аренды земельных участков с добросовестными арендаторами».

2013 г.

- в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.03.2013  № 152 «О мерах по приобретению в 2013 году жилых помещений в государственную собственность Санкт-Петербурга (в том числе путем долевого участия Санкт-Петербурга в строительстве многоквартирных домов) для предоставления отдельным категориям граждан» Комитетом были приобретены квартиры для льготных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- организована и проведена вторая общегородская народная инвентаризация, направленная на инвентаризацию городской собственности, а именно нежилых помещений, расположенных в отдельных зданиях либо в жилых домах;

- в соответствии с постановлением Правительства от 29.05.2013 № 362 «О мерах по  реализации Закона Санкт-Петербурга «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга» Комитет приступил к выплатам компенсаций гражданам за снесенные на территории Санкт-Петербурга гаражи.

2014 г.

- с целью создания более комфортных условий для субъектов малого и среднего бизнеса при осуществлении предпринимательской деятельности на объектах государственной собственности Комитет совместно с иными исполнительными органами государственной власти, Общественным Советом по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга и его районными представительствами, НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга», Санкт-Петербургским Союзом предпринимателей и другими представителями бизнес-сообщества закончил работу над корректировкой Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045 «О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Санкт-Петербурга», регулирующего порядок размещения объектов нестационарной торговли на территории Санкт-Петербурга;

- в рамках реализации программы «Целевая программа Санкт-Петербурга «Сохранение и развитие территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна - Новая Голландия», находящихся в историческом центре Санкт-Петербурга, на 2013 - 2018 годы» Комитет совместно с представителями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а также представителями профессионального сообщества закончил работу над проектом федерального закона о сохранении исторического центра Санкт-Петербурга;

- в рамках реализации государственной политики развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, направленной на улучшение состояния предпринимательского климата в городе и оказание поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, арендующим объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности, Комитетом на базе Управления недвижимостью Фрунзенского района и организации торгов по адресу: Санкт-Петербург, Литовский пр., д. 237, литера А, создана Единая аукционная площадка по проведению торгов на право заключения договоров аренды городских земельных участков для размещения временных объектов потребительского рынка;

- в целях повышения эффективности работы по борьбе с несанкционированной торговлей на территории Санкт-Петербурга на базе сайта Региональной информационной системы «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» разработан новый интернет-сервис, позволяющий гражданам в режиме «онлайн» направлять в адрес Комитета информацию о выявленных ими фактах незаконного занятия предпринимателями (без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов) городских земельных участков, в том числе под размещение нестационарных торговых объектов - ларьков, киосков, павильонов.

2015 г.

- Одним из основных направлений деятельности ведомства стала антикризисная политика. Так, в упрощенном порядке Комитетом имущественных отношений  были  продлены договоры аренды земельных участков под временными объектами, предоставлена годовая отсрочка на повышение базовых арендных ставок за земельные участки, введен мораторий на индексацию арендных ставок по земельным участкам и объектам нежилого фонда до 2017 года, предоставлена возможность получения отсрочки по оплате имеющейся задолженности по договорам и др.

 -проведена  масштабная нормотворческая работа, связанная с вступлением в силу с 1 марта 2015 года изменений в Земельный кодекс РФ, повлекших необходимость разработки новых региональных норм, в частности для малого и среднего бизнеса: разработан Закон Санкт-Петербурга «О нестационарных торговых объектах»; урегулирован порядок размещения автолавок по продаже хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции; предпринимателям предоставлена возможность размещать летние кафе не только у капитальных объектов общественного питания, но и у временных объектов: павильонов, кафе и т.д.; разработан и принят Закон Санкт-Петербурга, предусматривающий аренду земельных участков под временные строения без торгов.

- осуществлен перевод торгов под объекты нестационарной торговли в электронную форму,  что позволило усовершенствовать порядок предоставления участков под временные торговые объекты и отсечь слой недобросовестных участников аукционов.

 

Команда руководителей

Маневич Михаил Владиславович. Реформатор, руководивший Комитетом почти четыре года, автор и разработчик правовой основы первой Программы приватизации, создатель Концепции системы управления недвижимостью Санкт-Петербурга, автор методики расчета арендной платы за объекты нежилого фонда, основанной на их рыночной оценке. Трагическая гибель 18 августа 1997 года оборвала не только его жизнь, но и, безусловно, одну из линий возможных реформ, с которыми связаны надежды России на возвращение статуса одной из сильнейших мировых держав.

Беляев Сергей Георгиевич (работал в Комитете с 1991 по 1993 гг.). Вице-мэр Санкт-Петербурга — председатель КУГИ. В 2003-2005 гг. занимал различные посты в правительственных структурах РФ. Возглавлял Госкомимущество РФ.

Совершаева Любовь Павловна (работала в Комитете в период с 1991 по 1996 гг.). Директор департамента приватизации КУГИ. В настоящий момент — заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

Кох Альфред Рейнгольдович (работал в Комитете с 1992 по 1993 гг.). Первый заместитель председателя КУГИ. Занимал пост заместителя Председателя Правительства РФ — председателя Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом.

Кутьин Николай Георгиевич (работал в Комитете с 1991 по 1992 гг.). Заместитель Председателя КУГИ. Руководил Федеральным агентством «Ростехнадзор».

Греф Герман Оскарович (работал в Комитете с 1992 по 1998 гг.).
Вице-губернатор Санкт-Петербурга — председатель КУГИ.
С 2000 по 2007 гг. — Министр экономического развития и торговли РФ. С 2008 г. президент и председатель правления Сберегательного банка Российской Федерации.

Лихачев Андрей Николаевич (работал в Комитете с 1992 по 1995 гг. и с 1997 по 1999 гг.). Председатель КУГИ. Занимал пост генерального директора ОАО «ЛЕНЭНЕРГО», возглавлял «Северо-Западный региональный энергетический центр». В дальнейшем занимал должности генерального директора ОАО «Территориальная генерирующая компания № 1», советника председателя правления ОАО «РЖД» по вопросам энергетики, заместителя председателя совета директоров ОАО «Башкирэнерго», заместителя генерального директора En+Group, председателя совета директоров EuroSibEnergo PLC. С апреля 2011 года по настоящее время – генеральный директор ОАО «Московская Объединенная Энергетическая Компания».

Слабиков Григорий Владимирович (работал в Комитете с 1992 по 1994 гг.). Начальник управления по содействию иностранным инвестициям. Руководил Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов РФ. В 2009 г. назначен Руководителем Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу.

Сысоев Сергей Викторович (работал в Комитете с 1992 по 1994 гг. и с 1999 по 2005 гг.). Заместитель председателя КУГИ. С 2005 по 2009 гг. — заместитель руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Томчин Григорий Алексеевич (работал в Комитете с 1993 по 1994 гг.). Директор департамента приватизации — заместитель председателя Комитета. Работая в Москве, принимал участие в создании Закона о приватизации 2001 года. Состоял в Общественной палате РФ, создал «Фонд поддержки законодательных инициатив».

Павлова Ольга Петровна (работала в Комитете с 1994 по 1996 гг.). Первый заместитель председателя Комитета. С 2003 по 2011 гг. возглавляла департамент по управлению имуществом и корпоративным отношениям ОАО «Газпром».

Юферев Вячеслав Викторович (работал в Комитете с 1994 по 2005 гг.). Заместитель председателя КУГИ. Руководил филиалом федерального государственного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» по Санкт-Петербургу Министерства культуры РФ.

Володькин Виктор Петрович (работал в Комитете с 1996 по 2002 гг.). Первый заместитель председателя КУГИ. Занимал должность начальника управления государственного заказа и научно-технических исследований Федерального агентства «Росавтодор». В настоящий момент – вице-президент по спорту российской автомобильной федерации.

Андросов Кирилл Геннадьевич (работал в Комитете с 1997 по 1999 гг.). Директор департамента экономики городского имущества. Занимал пост заместителя Министра экономического развития и торговли РФ. С 2008 по 2010 гг.  — заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, сейчас — председатель совета директоров ОАО «Аэрофлот» и ОАО «Российские железные дороги».

Назаров Валерий Львович (работал в Комитете с 1999 по 2003 гг.). Вице-губернатор Санкт-Петербурга — председатель КУГИ. С 2005 по 2009 гг. руководитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. С февраля 2010 г. является генеральным директором ОАО «Росагролизинг».

Приданова Людмила Ивановна (работала в Комитете с 2001 по 2004 гг.). Заместитель председателя КУГИ. С 2005 по 2009 гг. заместитель руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. С июля 2012 г. – первый заместитель генерального директора ОАО «Росагролизинг».

Метельский Игорь Михайлович (работал в Комитете с 1995 по 1998 гг. и с 2003 по 2010 гг.). Председатель КУГИ (с 11.11.2003 по 28.06.2010). Занимал пост вице-губернатора Санкт-Петербурга с 2010 по 2013 гг.

Куракин Дмитрий Александрович (работал в Комитете с 1998 по 2002 гг. и с 2008 по 2012 гг.). Председатель КУГИ (с 29.06.2010 по 18.05.2012).  С 2002 по 2008 гг. занимал пост генерального директора государственного унитарного предприятия «Городское управление  инвентаризации и оценки недвижимости», в 2012 году занимал пост заместителя председателя правительства Московской области. 21 ноября 2012 года назначен директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ.

Смирнова Мария Константиновна (работала в Комитете с 2009 года по 2015 год). Председатель КУГИ (с 18.06.2012).

Лудинова Юлия Вячеславовна - заместитель начальника Аппарата Губернатора Санкт-Петербурга – начальник отдела координации деятельности по улучшению инвестиционного климата в Санкт-Петербурге – проектного офиса Аппарата Губернатора Санкт-Петербурга.

Семчуков Александр Сергеевич - председатель Комитета с 21.06.2016.

Динамика успеха

Комитет активно участвовал в создании российского законодательства о приватизации в начале 90-х годов, в современных актах Государственной Думы находят отражение его предложения и разработки, множество выходцев из команды КУГИ работают теперь на федеральном уровне государственной власти — все это значимый вклад в систему государственного управления. Но он далеко не единственный. Комитет активно влияет на государственную систему управления недвижимостью не только напрямую, но и косвенно — своим удачным примером, ведь некоторые из регионов РФ пытаются перенять и применить опыт петербуржцев у себя.

КУГИ успешно и результативно решает одну из важнейших своих задач. Постоянный рост доли доходов от использования государственного имущества в структуре бюджета Санкт-Петербурга — один из простейших аргументов в пользу этого факта. Именно поэтому работа Комитета — это пример эффективного управления государственной собственностью.

За пятнадцать лет работы КУГИ построил одну из самых эффективных и хорошо урегулированных нормативно-правовых баз России. В ней регламентировано большинство вопросов по управлению и распоряжению имуществом государства.

Повышенный интерес у многих регионов вызывает и методика расчета арендной платы за нежилые помещения, которую применяет Комитет. Разработали ее специалисты Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости — учреждения, подведомственного КУГИ, — совместно с сотрудниками самого Комитета. Основываясь на рыночных механизмах, они создали многофакторную математическую модель — методику массовой оценки. Город разделили на ценовые зоны, выделив главные магистрали; среди множества факторов оценки — близость объекта к метро, назначение арендуемого помещения и даже состояние инженерных коммуникаций. Постоянным приростом доходов от арендной платы бюджет города во многом обязан именно этой уникальной методике.

Эффективная и зачастую новаторская политика Комитета давно отмечена на федеральном уровне. С 30 декабря 2005 года Санкт-Петербург является экспериментальной площадкой, на которой разрабатываются «новые механизмы взаимоотношений субъектов РФ и самой Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения государственным имуществом». Такую формулировку зафиксировали в соглашении к постановлению Правительства Российской Федерации № 841 от 30.12.2005. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом передало Правительству Санкт-Петербурга (в лице КУГИ) права по управлению федеральным имуществом (включая земельные участки), находящимся на территории Санкт-Петербурга.

В тексте соглашения отмечается «…высокий уровень информационного обеспечения управления государственным имуществом в Санкт-Петербурге и наличие единого информационного пространства системы учета и управления недвижимостью всех форм собственности…». И действительно, начав с пары печатных машинок, на которых КУГИ создал законодательство, изменившее форму собственности в Петербурге и России, Комитет построил уникальную информационную систему управления недвижимым имуществом. Не имея аналогов в России, она, тем не менее, постоянно продолжает развиваться.

Комитет охотно делится опытом с коллегами из других городов, свой вклад вносит каждое из управлений КУГИ: на федеральных семинарах для региональных органов власти его сотрудники регулярно рассказывают об успехах в построении эффективной системы правоприменительной практики; Республика Татарстан, Самара и Москва (как субъекты Федерации) пытаются внедрить у себя информационные системы, подобные той, которую использует Комитет.

КУГИ решил сложнейшие экономические и социальные задачи в самом начале своей работы; сформировал сплоченную команду профессионалов; в упорном труде, нацеленном на благо города и страны, создал массу эффективных, а нередко — и новаторских методик; стал образцом для множества регионов страны и по-настоящему эффективным управляющим на службе у государства.

1995 – 2000 гг.: существенно возросла сумма доходов бюджета Санкт-Петербурга от распоряжения государственным имуществом. Основную долю составляют доходы от аренды имущества. Существенно возросли доходы от приватизации.

2000 – 2005 гг.: наблюдается тенденция роста доходов от использования государственного имущества в запланированной сумме всех доходов бюджета Санкт-Петербурга.

1995 – 2005 гг.: возросли поступления в бюджет от арендной платы за объекты нежилого фонда и земельные участки. Доходы от продажи государственного имущества за последние пять лет выросли более чем в 18 раз. Доходы бюджета Санкт-Петербурга от продажи государственного имущества резко возросли за счет реализации в 2004 - 2005 годах пакетов акций 14 гостиниц, акционером которых являлся город, и активной продажи земельных участков. Значительное увеличение процента земельных участков, предоставленных в аренду на инвестиционных условиях.

1997 – 2006 гг.: численность государственных унитарных предприятий в Санкт-Петербурге сократилась более чем в 2,5 раза.

2007 – 2008 гг.: возросли поступления в бюджет от арендной платы за объекты нежилого фонда и продажи объектов недвижимости.

2009 г.: в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ количество заявлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение объектов нежилого фонда неуклонно растет.

2010 г.: установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (Закон Санкт-Петербурга от 30.06.2010 № 447-113) и порядок принятия решений о проведении торгов на право заключения договоров аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также о предоставлении земельных участков отдельным категориям арендаторов без проведения торгов.

2011 г.: в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга «О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в  Санкт-Петербурге» и Закон Санкт-Петербурга «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» (Закон Санкт-Петербурга от 15.12.2010 № 741-6). С целью защиты имущественных интересов города при Комитете создается СПб ГБУ «Центр повышения эффективности использования государственного имущества», призванное осуществлять борьбу с недобросовестными предпринимателями, незаконно использующими государственную собственность.

2012 г.: в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 1646 в собственность города переданы восемь религиозных комплексов: Сампсониевский собор (колокольня и собор), Волковское православное кладбище (церковь Воскресения Словущего с колокольней), Александро-Невская лавра (церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с усыпальницей, Лазаревское кладбище, церковь святого праведного Лазаря с усыпальницей), Смольный монастырь (чугунная ограда, собор Воскресения Словущего), церковь Святой Марии Магдалины с госпиталем и богадельней, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость (церковный дом, Петропавловский собор), собор Воскресения Христова -  «Спас на Крови» (собор, часовня с ризницей, ограда).

2013 г.: издано постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2013 № 132 «Об утверждении Порядка формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного  назначения,  находящегося  в  государственной   собственности Санкт-Петербурга, и Порядка создания и деятельности комиссии по урегулированию разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, в собственность или безвозмездное пользование», регулирующее порядок передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения. В соответствии с постановлением Правительства от 29.05.2013 № 362 «О мерах по  реализации Закона Санкт-Петербурга «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга» Комитет приступил к выплатам компенсаций гражданам за снесенные с 2008 г. на территории Санкт-Петербурга гаражи.

2014 г.: с целью создания более комфортных условий для субъектов малого и среднего бизнеса при осуществлении предпринимательской деятельности на объектах государственной собственности Комитетом разработано постановление, корректирующее Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045 «О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Санкт-Петербурга», регулирующее порядок размещения объектов нестационарной торговли на территории Санкт-Петербурга; в рамках реализации программы «Целевая программа Санкт-Петербурга «Сохранение и развитие территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна - Новая Голландия», находящихся в историческом центре Санкт-Петербурга, на 2013 - 2018 годы» Комитетом подготовлен проект федерального закона о сохранении исторического центра Санкт-Петербурга; в рамках реализации государственной политики развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, направленной на улучшение состояния предпринимательского климата в городе и оказание поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, арендующим объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности, Комитетом на базе Управления недвижимостью Фрунзенского района и организации торгов создана Единая аукционная площадка по проведению торгов на право заключения договоров аренды городских земельных участков для размещения временных объектов потребительского рынка.

2015 год. В упрощенном порядке Комитетом имущественных отношений  были  продлены договоры аренды земельных участков под временными объектами, предоставлена годовая отсрочка на повышение базовых арендных ставок за земельные участки, введен мораторий на индексацию арендных ставок по земельным участкам и объектам нежилого фонда до 2017 года, предоставлена возможность получения отсрочки по оплате имеющейся задолженности по договорам и др., Проведена  масштабная нормотворческая работа, связанная в основном с вступлением в силу с 1 марта 2015 года изменений в Земельный кодекс РФ, повлекших необходимость разработки новых региональных норм,  осуществлен перевод торгов под объекты нестационарной торговли в электронную форму,  что позволило усовершенствовать порядок предоставления участков под временные торговые объекты и отсечь слой недобросовестных участников аукционов.