Программа "Рубль за метр"

Программа «Рубль за метр»

Программа «Рубль за метр» направлена на привлечение инвесторов для восстановления и вовлечения в оборот неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Разработана Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

«Рубль за метр» предусматривает следующую схему:

  1. Объект культурного наследия предоставляется в аренду на 49 лет по результатам торгов.
  2. Начальная цена торгов устанавливается на основании отчёта о рыночной оценке, подготовленного независимым оценщиком.
  3. Арендатор в течение 7 лет проводит ремонтные/реставрационные работы в отношении объекта. При этом первые 2 года предоставляются для разработки и согласования проектной документации; оставшиеся 5 лет отводятся на выполнение самих работ.
  4. Во время проведения реставрационных работ арендатор платит арендную плату в размере, определённом по результатам аукциона.
  5. После окончания и приёмки ремонтных/реставрационных работ объекта арендатор получает право обратиться в КИО с заявлением об установлении минимальной ставки арендной платы в размере 1 рубль за 1 кв. м в год.

Если арендатор закончит ремонт/реставрацию объекта раньше 7 лет, то льготная арендная плата в размере 1 рубль за 1 кв. м в год будет установлена раньше. И наоборот, в случае неисполнения обязанностей по восстановлению объекта в течение установленного срока город может расторгнуть договор. 

Арендовать «за 1 рубль» можно неиспользуемый нежилой объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном состоянии. Неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия устанавливается КГИОП на основании соответствующего акта при наличии у объекта соответствующих признаков, предусмотренных федеральным законодательством.

Ремонтные/реставрационные работы в отношении объекта культурного наследия проводятся арендатором на основании задания на проведение работ и разрешения на проведение работ, выданных КГИОП, и проектной документации, прошедшей государственную историко-культурную экспертизу и согласованной КГИОП.

Преимущества программы:

  • Арендатор заинтересован в скорейшем качественном выполнении ремонтных работ по сохранению объекта культурного наследия.
  • Арендатор получит возможность уплачивать арендную плату в размере 1 рубль за 1 кв. м в течение большего срока действия договора.
  • Объекты культурного наследия будут восстановлены и вовлечены в оборот, но выбытие их из собственности Санкт-Петербурга не последует.

Дополнительная информация по программе опубликована на сайте СПб ГБУ «Агентство по развитию имущественного комплекса Санкт-Петербурга».

В 2019-2020 годах своих арендаторов по программе уже нашли:

  • нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, Большая Зеленина улица, д. 43а, литера Б, относящееся к числу объектов культурного наследия регионального значения «Особняк-контора и здание библиотеки лесопильного производства Ф.Я. и Н.Я. Колобовых»;
  • сооружение по адресу: Санкт-Петербург, улица Химиков, д. 20, литера А, сооружение 1, относящееся к числу объектов культурного наследия регионального значения «Александровские ворота Охтинских пороховых заводов»;
  • нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, город Петергоф, Собственный проспект, дом 84а, литера Е, относящееся к числу объектов культурного наследия федерального значения «Оранжерея», входящее в состав объекта культурного наследия федерального значения «Дворцово-парковый ансамбль «Собственная дача»;
  • нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Максима Горького, д. 8, литера А, являющееся объектом культурного наследия регионального значения «Дача Н.М.Кочкина»;
  • нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Андреева, д. 3, литера А, являющееся объектом культурного наследия регионального значения «Загородный дом Л.А.Змигродского».

Планируется предоставить в аренду в рамках программы следующие объекты недвижимости:

  • Санкт-Петербург, г. Красное Село, Фабричный посёлок, д. 2, литера А;
  • Санкт-Петербург, г. Красное Село, Фабричный посёлок, д. 7, литера А;
  • Санкт-Петербург, 5-я линия В.О., д. 60, строение 1;
  • Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Владимирская ул., д. 1, литера А.
  • Санкт-Петербург, г. Красное Село, Фабричный посёлок, д. 5, литера А;
  • Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Григорьева, д. 18/6, литера А;
  • Санкт-Петербург, г. Петергоф, Собственный пр., д. 8, литера А;
  • Санкт-Петербург, г. Петергоф, Собственный пр., д. 22, литера А.

Порядок определения и изменения вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия

Использование земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей, являющихся объектами культурного наследия, в Санкт-Петербурге определяется Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Вносимые в Единый государственный реестр недвижимости сведения о видах разрешённого использования земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей, являющихся объектами культурного наследия, должны соответствовать фактическому использованию земельных участков и видам разрешённого использования, предусмотренным в таблице 4 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утверждённым постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524.

По вопросам изменения видов разрешённого использования земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей, являющихся объектами культурного наследия, арендаторы земельных участков могут обращаться в КИО с предложениями об инициировании изменения характеристик земельных участков (видов разрешённого использования земельных участков). Письменное обращение можно составить в произвольной форме.

В целях принятия решения об изменении вида разрешённого использования земельного участка, при условии поступления положительного заключения КГИОП, КИО направляет в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу заявление для осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка.

В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» изменение вида разрешённого использования земельного участка осуществляется в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления в орган регистрации прав. Изменение вида разрешённого использования земельного участка подтверждается выпиской из ЕГРН. Сведения об актуальном виде разрешённого использования земельного участка представлены на публичной кадастровой карте и в режиме онлайн в справочной информации по объектам недвижимости

Возможность формирования и дальнейшего использования прилегающего земельного участка к участку, на котором непосредственно расположен объект культурного наследия

По общему правилу предоставление земельных участков в аренду осуществляется по результатам аукциона, исключение составляют случаи использования земельного участка для целей, определённых в п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в Законе Санкт-Петербурга от 03.06.2015 № 288-48 «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов».

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, в том числе в аренду без торгов, установлен ст. 39.14 и ст. 39.17 ЗК РФ.

В случае если границы земельного участка в установленном порядке не определены, кадастровый учёт не произведён, предоставление такого земельного участка осуществляется с предварительным согласованием предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ, с учётом положений постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2015 № 800, распоряжения КИО от 30.01.2018 № 6-р.

Для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду без торгов заинтересованному лицу необходимо будет обратиться в СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга», осуществляющего материально-техническое обеспечение полномочий Комитета по подготовке и сопровождению сделок, с заявлением о предварительном согласовании предоставления испрашиваемой территории, предусмотренным п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ, и приложить документы, предусмотренные п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка на заявленном виде права будет принято в случае получения положительных заключений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, при отсутствии оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.

После образования земельного участка и осуществления процедуры его государственного кадастрового учета заявителю необходимо обратиться в СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду с указанием данных, предусмотренных в п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ и приложить документы, предусмотренные п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ, в порядке, предусмотренном ст. 39.14, 39.17 ЗК РФ и административным регламентом предоставления государственных услуг, утверждённым распоряжением Комитета от 14.06.2018 № 69-р.

Если сведения о земельном участке, внесённые в ЕГРН, соответствуют требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка не требуется. Заявителю необходимо обратиться в СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» за предоставлением земельного участка в порядке, определённом распоряжением Комитета от 14.06.2018 № 69-р. Принятие решения о предоставлении земельного участка принимается Комитетом в случае получения положительных заключений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга о возможности предоставления земельного участка, полученных в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2015 № 800.

Вопросы подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, регламентируются ст. 39.11 ЗК РФ, Порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, утверждённого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2015 № 800 и административным регламентом предоставления государственных услуг, утверждённым распоряжением КИО от 25.10.2018 № 132-р.

Принятие решения о проведении аукциона по инициативе заинтересованных граждан и юридических лиц осуществляется исключительно в отношении земельных участков, образованных в соответствии с требованиями федерального законодательства (с учётом осуществления государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера), при отсутствии оснований для отказа в принятии решения о проведении аукциона, предусмотренных п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ.

В случае, если земельный участок не образован в установленном порядке, необходимо обратиться в СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» с заявлением о формировании земельного участка и принятии решения о проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

В соответствии с положениями п. 5 ст. 11.10, пп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ в Санкт-Петербурге образование земельного участка для предоставления в аренду путём проведения аукциона выполняется за счёт средств государственного бюджета. 

В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в проведении аукциона, образования земельного участка (утверждения схемы расположения земельного участка, постановки его на государственный кадастровый учёт) и принятия Комитетом решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, информация о проведении аукциона будет размещена на сайте КИО, в разделе Комитета на сайте Администрации Санкт-Петербурга и на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов .